1 билет 2 вопрос В начале XVI в. и ВКЛ усилилась внутриполитическая
борьба между группировками феодалов за власть, примером которой стало
выступление Михаила Глинского в 1508.г. Его авторитет как гетмана ВКЛ вопрос
после победы над крымскими татарами в битве под Клёцком в 1506 г. Он был
первым советником при великом князе литовском Александре Казимировиче в
1492—1506 гг. Однако после смерти князя М. Глинский лишился своего влияния
при дворе великого князя Сигизмунда I Старого. Оклеветанный соперниками, М. Глинский
решил с ними расквитаться, начав вооруженное выступление. Собрав своих
приверженцев, он выступил против Сигизмунда I Старого с целью возвращения
своей прежней роли в государстве.М. Глинский для борьбы за высокое положение
в государстве решил использовать недовольство православных феодалов. Несмотря
на католическое вероисповедание, Глинский стремился присоединить к себе
православных феодалов. Он принял предложение великого князя московского о
военной поддержке и передаче роду Глинских всех захваченных им земель взамен
на признание своей зависимости от Москвы. Московское княжество в то время
являлось одним из самых сильных среди русских государств и проводило политику
«собирания русских земель». Москва стала центром православной веры, а значит,
защитницей всего православного населения, в т. ч. на территории ВКЛ.Отряды
Глинского вместе с московским войском вступили в борьбу с войском ВКЛ. Однако
в 1508 г. между ВКЛ и Москвой был подписан мир и Глинский остался без
поддержки. Потеряв надежду на успех, Глинский выехал в Москву. Его
выступление завершилось поражением.2. XVI столетие вошло в историю как
«золотой век» ВКЛ, что было связано с.правлением великого князя С-и-гизмунда
I Старого с 1506 по 1548 г. При нем был принят первый свод феодального нрава
— Статут ВКЛ 1529 г. Сигизмунд добивался взаимопонимания между разными
группировками феодалов и стремился к уравниванию прав шляхты и магнатов.
Выступление М. Глинского свидетельствовало о том, что удержать «русские»
земли в составе ВКЛ можно, только если православные феодалы получат Доступ к
управлению государством. Поэтому Сигизмунд I Старый содействовал закреплению
веротерпимости, чтобы покончить с неравноправным положением православной
знати в ВКЛ по сравнению с феодалами-католиками. С 1563 г. высшие должности в
ВКЛ могли занимать представители как католического, так и православного
вероисповедания.ВКЛ во время княжения Сигизмунда I Старого вышло из полосы
затяжных пограничных войн с Московским государством. Была организована
надежная система защиты от крымских татар.Сигизмунд I Старый содействовал
развитию образования, науки и искусств, чему способствовала и его жена —
итальянка Бона Сфорца. При нем издавались книги Ф. Скорины, в ВКЛ из Европы
приезжали талантливые художники и музыканты, архитекторы и скульпторы. |
2 билет 2 вопрос 1. Предпосылки
заключения Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства
в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки
их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие
князья литовские. Римско-католическая церковь стремилась за счет унии
расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После
заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть
видела возможность объединить все население страны с помощью единой религии —
католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали
добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.В 1577 г.
вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве
церкви Божьей...», в которой утверждалось, что единственным выходом из
кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии
поддержал православный епископ Ипа-тий Потей, рассчитывая таким образом
достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить
доступ к государственной власти.В 1596 г. состоялся Брестский церковмкй
собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и
католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям
унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны папы
римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды: внешний вид и убранство
храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После
принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее
приходы стали униатскими.2. Распространение униатства на территории Беларуси
как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило
насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал
использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало
недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в
Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния
не ббъёдйнкяа, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий
архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.)
призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.В 1623 г.
жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой
насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни
православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб».
Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского
права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола. Многочисленные
выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть
права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению
униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского
населения Беларуси было униатами. |
3 билет 2 вопрос 1. Развитие
культуры Беларуси в середине XVI — начале XVI! в. происходило в условиях
расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской
науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального
языка, литературы и самосознания у европейских народов. В ВКЛ в этот период
только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще
окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не
менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру
того времени.2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с
реформационным движением и возникновением реформационных типографий. Первая
из них была открыта в Бресте при содействии канцлера ВКЛ Николая Радзивилла
Черного. Шедевром книгопечатания стала Брестская, или Радзивилловская Библия.
Эта большая по своим.размерам книга оправлена в кожаную обложку,
иллюстрирована гравюрами, выполненными на высоком полиграфическом
уровне.Последователем Ф. Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он
в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии нздап первую на территории
Беларуси печатную книгу на старрбелорусском литературном языке — «Катехизис»,
а также книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом». Вторым из
последователей, Скорины был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино
(сегодняшний Чашницкий район Витебской области) он перевел и в 1580 г. на
личные средства издал «Евангелие» на церковнославянском и старобелорусском
языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации, развивал
идею служения Родине.Дело Ф. Скорины на территории Беларуси продолжал
уроженец Могилева Спиридон Соболь. Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском
монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал
«Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие
по обучению начальной грамоте называлось «азбука».В 1564 г. в Москве Иван
Федоров и Петр Мстиславец издали книгу «Апостол», но из-за преследования
духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали «Евангелие
учительное». В1588 г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем
на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ на
старобелорусском языке.В 1619 г. в местечке Евье(территория современной
Литвы) издается грамматика Мелетия Смотрицкого, служившая на протяжении
XVII—XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего
восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый
Михайло Ломоносов.Как новый жанр литературы рассматривается историческая
хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея
Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории
Беларуси и Литвы.3.Система образования на территории Беларуси включала
начальные школы при православных братствах и протестантских сборах; школы при
католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитские
коллегиумы, а также первое в ВКЛ высшее учебно^ заведение — Виленскую
иезуитскую академию. Она была создана на основе реорганизованного иезуитского
коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570 г., и имела статус
университета.4.Давние исторические традиции замкового строительства были
использованы при возведении дворцово-замкового комплекса в Мире. Примером
подражания лучшим традициям западноевропейской культуры стал
дворцово-замковый ансамбль Радзивиллов в Несвиже. По решению ЮНЕСКО Мирский
замок и архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в
Несвиже внесены в список Всемирного культурного наследия.Замки, возводившиеся
ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте
постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность
оформления. Такие черты приобретает, например, Гродненский замок,
перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.При строительстве
церквей и костелов этого периода постепенно проявляются черты архитектурного
стиля барокко, пришедшего из Западной Европы. Первым архитектурным памятником
этого стиля является костел Божьего Тела в Несвиже. Он возведен по образцу
главного храма иезуитов Иль-Джезу в Риме в конце XVI в. по проекту
итальянского архитектора Яна (Джованни) Марии Бернардони, на протяжении 13
лет творившего в Несвиже. Значительную площадь под костелом занимает
фамильный склеп князей Радзивиллов * своеобразное «царство мертвых». В
течение нескольких тысячелетий здесь в саркофагах хоронили хозяев Несвижского
дворца.Распространение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в
строительстве кальвинских сборов (церквей). Первый кальвинский сбор с
типографией был открыт в Бресте усилиями Николая Радзивилла Черного.
Обязательным элементом таких зданий была башня.5.В изобразительном искусстве
наблюдаются изменения в иконописи, где образы святых приобретают
индивидуальные черты, а фоном для этих образов становится орнамент. Развитие
получил мемориальный (сделанный в память) портрет, например покойной и
здравствующей жен магната Януша Радзивилла — Катажины и Марии, созданный
немецким мастером Иоганном Шретером.6.Ярчайшим примером развития театра на
землях Беларуси с XVI в. стало распространение кукольного театра — батлейки.
Батлейка представляла собой Ящик из досок в виде избушки или церкви, внутри
которого показывались (водились на горизонтальных рейках) куклы-персонажи из
дерева или цветной бумаги. При иезуитских коллегиумах возникли школьные
театры, где использовались польский, старобелорусский, а также латинский
языки для их глубокого изучения. |
4 билет 2 вопрос1. Казацко-крестьянская война
1648—1651 гг. стала своеобразным результатом восстания запорожских казаков
под руководством Богдана Хмельницкого, а также присоединившихся к ним беглых
крестьян и метцан (горожан) за образование казачьего государства на
украинских землях, отошедших от ВКЛ к Польше по решению Люблинского сейма
1569 г. Хмельницкий начал отсылать в ВКЛ универсалы — призывы к местному
населению присоединяться к восстанию, а затем и казачьи загоны (отряды).Король
Речи Посполитой поручил подавить восстание. Против повстанцев выступило
шляхетское ополчение во главе с гетманом ВКЛ Янушем Радзивиллом, которое
одержало победу над казачьими загонами. Крупнейшая битва, в которой казаки
потерпели поражение, состоялась под Лоевом в 1649 г. Согласно Белоцерковскому
договору 1651 г. под руководством Б. Хмельницкого осталось только Киевское
воеводство. Военные неудачи вынудили Хмельницкого обратиться к русскому царю
Алексею Михайловичу. Земский собор в 1653 г. принял решение о включении
левобережной части Украины в состав России, что означало объявление Россией:
войны Речи Посполитой. На Переяславской раде в 1654 г. казаки проголосовали
за переход под царскую «высокую руку». Казацко-крестьянская война стала
началом «разрушительного столетия» для белорусских земель.2.Война с Речью
Посполитой 1654—1667 гг. была вызвана стремлением русского царя Алексея
Михайловича, считавшего себя защитником православного населения ВКЛ, вернуть
Смоленщину, Черниговщину и другие земли, потерянные Россией в первой половине
XVII в., а также получить выход к Балтийскому морю (этот вопрос не был решен
Иваном I в Ливонской войне 1558—1583 гг.).Соотношение сил было не в пользу
Речи Посполитой. Помощь Алексею Михайловичу оказали запорожские казаки, а войска
ВКЛ не были готовы к войне. Почти вся территория Беларуси попала под власть
русского царя, на верность которому вначале присягам шляхта, мещане,
православные крестьяне. Однако вскоре на территории Беларуси развернулось
движение самообороны, участников которого называли шишами. Оно было вызвано
разочарованием населения ВКЛ в политике царя, по приказу которого, например,
в глубь России насильно выселялись жители белорусских земель, в т. ч.
ремесленники.Согласно Андросовскому перемирию 1667 г. Россия получила
Смоленщину, Черниговщину, Левобережную Украину и Киев, а земли белорусского
Подвинья возвращались в состав ВКЛ, территория которого уменьшилась. В
результате войны население белорусских земель сократилось вдвое, а сами земли
находились в состоянии экономической разрухи. Если в <1650 г. в Беларуси
проживало около 2,9 млн человек, то в 1673 г. — только 1,4 млн.3.Северная
война 1700—1721 гг. велась между Северным союзом (в составе России, Дании,
Саксонии, Речи Посполитой) и Швецией. Шведский король Карл XII первоначально
нанес поражение русскому царю Петру I в битве под Нарвой.Российские войска
двинулись на Украину, где Петр I ожидал подмоги от гетмана Ивана Мазепы. На
него же надеялся и шведский король, у которого заканчивались запасы провизии
и боеприпасов. Этим воспользовался Петр I, когда его войска благодаря помощи
местных жителей в 1708 г. разгромили возле деревни Лесная (под Славгородом)
шведские войска с большим обозом провизии и оружия, спешившим на помощь. Эта
победа, которую Петр I назвал «матерью Полтавской баталии», предопределила
поражение шведов под Полтавой в 1709 г. Раненный в битве Карл XII вместе с
Мазепой бежал в Турцию.Северная война привела к расколу шляхты ВКЛ через
образование конфедераций — временных политических союзов шляхты. Из них одна
ориентировалась на союз со Швецией (Варшавская конфедерация), а другая — на
поддержку России (Сандомирская конфедерация). Война завершилась Ништадтским миром 1721 г., по которому
Россия получила выход к Балтийскому морю. А Речь Посполитую даже не пригласили'на
переговоры, что свидетельствовало о ее неспособности вести самостоятельную
внешнюю политику. В результате войны население Беларуси потеряло 700 тыс.
человек, т. е. каждого третьего своего жителя. Если накануне войны число
жителей Беларуси составляло 2,2 млн человек, то после войны оно снизилось до
1,5 млн. |
5 билет 2 вопрос1. Причины разделов Речи Посполитой
заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого государства,
которое характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое
положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На
заседаниях сейма действовало право «либерум вето». Согласно ему если хотя бы
один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание
сейма прекращалось. В результате большинство сеймов было сорвано.
Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и
слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой
Станислава Августа Понятовского. Речь Посполитая постепенно стала «заезжим
двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним
государствам вмешиваться в ее внутренние дела.Россия и Пруссия желали иметь
возле себя слабую Речь Посполитую, поэтому выступали за сохранение «либерум
вето» и выборности короля. Пользуясь правом защиты иноверцев в Речи
Посполитой, Россия и Пруссия выдвинули проект уравнения в правах диссидентов
с католиками. Диссидентами называли шляхту некатолического вероисповедания.
Однако сейм Речи Посполитой отказался выполнить это требование. Тогда Россия
и Пруссия поддержали создание шляхетских конфедераций — временных
политических союзов, представители которых обратились к императрице Екатерине
II, чтобы она помогла вернуть им прежние права.1.Причины разделов Речи
Посполитой заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого
государства, которое характеризовалось как политический кризис, или
безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими
вольностями. На заседаниях сейма действовало право «либерум вето». Согласно
ему если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не
принималось, а заседание сейма прекращалось. В результате большинство сеймов
было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием
магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля
Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Речь Посполитая постепенно
стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение
позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела.Россия и
Пруссия желали иметь возле себя слабую Речь Посполитую, поэтому выступали за
сохранение «либерум вето» и выборности короля. Пользуясь правом защиты
иноверцев в Речи Посполитой, Россия и Пруссия выдвинули проект уравнения в
правах диссидентов с католиками. Диссидентами называли шляхту некатолического
вероисповедания. Однако сейм Речи Посполитой отказался выполнить это
требование. Тогда Россия и Пруссия поддержали создание шляхетских
конфедераций — временных политических союзов, представители которых
обратились к императрице Екатерине II, чтобы она помогла вернуть им прежние
права.Следующий сейм Речи Посполитой вынужден был удовлетворить требования
диссидентов и принять так называемые Кардинальные права, предусматривающие
все прежние права шляхты, но на самом деле ослабляющие государство, что было
выгодно России.2.В Петербурге в 1772 г. был подписан документ о первом
разделе Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. К
России отошла Восточная Беларусь. Сейм Речи Посполитой утвердил первый раздел
страны, но против выступила часть послов от BKJI, среди которых был депутат
из Новогрудского воеводства Тадеуш Рейтан. В знак протеста он лег перед
послами на полу в дверях, но большинство шляхетских послов переступили через
него и подписали соглашение с иностранными государствами.Попыткой спасти
государство от гибели стало принятие четырехлетним сеймом Речи Посполитой,
работавшим в 1788—1792 гг. и вошедшим в историю как Великий, Конституции Речи
Посполитой 3 мая 1791 г. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на
Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим
войском и финансами, отменило право «либерум вето». Хотя Конституция и
заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на
реформирование государства было уже упущено.Поскольку Конституция 3 мая
отменила многочисленные шляхетские вольности, это привело к недовольству
части шляхты й магнатов, которые образовали Торговицкую конфедерацию и
попросили Екатерину II оказать им военную помощь. В1793 г. произошел второй
раздел Речи Посполитой. Под власть России отошла центральная часть
белорусских земель. Маршалок (председатель заседания) сейма Речи Посполитой,
получившего название второго «немого сейма», так как шляхетские депутаты на
нем молчали, выражая таким образом свой протест, утвердил второй раздел
страны.3.Попыткой сохранить независимость Речи Посполитой в рамках 1772 г.
(до первого раздела) стало восстание 1794 г. во главе с уроженцем Беларуси
Тадеушем Костюшко. Он руководил восстанием на территории Польши. В
предшествующий период своей жизни Т. Костюшко семь лет провел в Америке, где
активно участвовал в борьбе северо-американских колоний против английского
колониального господства. Он был лично знаком с первым президентом США
Джорджем Вашингтоном, дружил с одним из авторов американской Декларации
независимости Томасом Джеф-ферсоном. Т. Костюшко является национальным героем
США и Польши, почетным гражданином Франции.Восстание 1794 г. проходило под
лозунгом «Свобода, целостность, независимостьАктивное участие в нем приняли
патриотически настроенные шляхтичи, мещане, крестьяне, Духовенство (церковные
Деятели).В ВКЛ во главе восстания стоял полковник Якуб Ясинский. В Вильно был
создан отдельный от Польши орган руководства восстанием — Высшая Литовская
рада. Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772 г. нашел
отклик только Среди магнатов и шляхты ВКЛ. В изданном им документе
«Полонецкий универсал» Т. Костюшко также обещал освободить от крепостной
зависимости тех крестьян, которые примут участие в восстании. Отряды
повстанцев пополнились косионерами —крестьянами, вооруженными косами. На
территории Беларуси они составляли до одной трети от численности повстанцев.
Однако достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не
удалось. Оно было подавлено царскими войсками. В
1795 г. между Россией, Австрией, Пруссией было подписано соглашение о третьем
разделе Речи Посполитой. К России отошли западнобелорусские земли. Король
Станислав Август Понятовский 25 ноября 1795 г. добровольно отрекся от трона.
Речь Посполитая прекратила свое существование как самостоятельное
государство. |
6 билет 2 вопрос1. Развитие образования и науки
происходило в условиях окатоличивания и полонизации населения, против чего
было направлено обучение в православных школах при братствах ш добровольных и
культурных объединениях горожан. С 1697 г. государственными языками в Речи
IIocполитой были признаны польский и латинский, на которые переводилось
преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно
шляхетским детям. Ведущую роль в образовании играли иезуитские учебные
заведения. Центром образования и науки являлась Виленская иезуитская академия (университет) — бывший
иезуитский коллегиум, преобразованный в высшее учебное заведение привилеем
короля Речи Посполитой, утвержденным папой римским в 1579 г. Первым ректором
академии был известный иезуит Петр Скарга. Самым популярным учебником в
Западной Европе вплоть до середины XIX в. считалась «Логика», изданная
преподавателем академии философом Мартином Смиглецким.В связи с
распространением Реформации в ряде городов действовали кальвинистские школы,
среди которых самой известной стала гимназия в Слуцке, Основанная князем
Янушем Радзивйллом. Появились арианские школы, среди которых выделялась школа
в Ивье (нынешняя Гродненская область). Ректор Школы Ян Намысловский
разработал специальную программу обучения детей и первое в Беларуси пособие
по иностранным языкам. Произошли изменения в программах, где значительное
место стало отводиться естественным наукам. Впервые как отдельный
образовательный предмет стала изучаться история. Преподаватель Виленской
иезуитской академии Войцех Коялович подготовил курс истории ВКЛ и опубликовал
на латинском языке двухтомную «Историю Литвы».Среди известных ученых был
Казимир Семенович автор книги «Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650
г. в Амстердаме. Он одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и
считается предшественником теории полетов в космическое пространство. Лучшую в
Европе карту ВКЛ подготовил Томаш Маковский, состоявший на службе у Николая
Христофора Радзивилла Сиротки и живший в Несвиже.Делом всей жизни уроженца
Брестчины Казимира Лы-щинского стало размышление о человеке и его божьем
начале. В своем трактате «О несуществовании бога» он писал: «Человек —
создатель бога, а бог — созданйе человека. Таким образом, люди — творцы
богов, и бог является Не истинной сущностью, а созданием разума...» Он
высказал мысль также о том, что наша планета — не центр вселенной, избранный
богом, а один из немногих населенных объектов. Церковники, в руки которых
попала рукопись Лыщинского, потребовали смертной казни для безбожника. По
приговору суда Речи Посполитой он был обезглавлен и сожжен, а его прах
развеяли выстрелом из пушки.2.Продолжалось развитие литературы и
книгопечатания. Одним из самых значительных деятелей белорусской и русской
культуры стал уроженец Полоцка, поэт, ученый, мыслитель и просветитель Симеон
Полоцкий. Он был наставником восьмилетнего Петра I, для которого издал «Букварь
языка славенска». По его инициативе было создано первое в России учебное
заведение — Славяно-греко-латинская академия. По произведениям Симеона
Полоцкого студент этой академии Михайло Ломоносов познакомился со
стихосложением. Симеон Полоцкий стоял у истоков первого в России театра,
открытого при царском дворе в 1672 г., где часть актеров составляли жители
Беларуси.Книгоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мсти-славщины Илья
Копиевич. По поручению царя Петра I он подготовил и издал в Амстердаме первое
пособие по математике на русском языке. Вместе с приглашенными в Россию
голландскими издателями И. Копиевич стал создателем нового гражданского
шрифта, используемого в нашем письме и сегодня. Он издал первый в России
календарь, стал автором первой.в России карты звездного неба.3.С развитием
искусства связано продолжение строительства дворцово-замковых комплексов,
среди которых выделялся замок в Гольшанах (теперь Ошмянский район Гродненской
области), дворец Радзивиллов в Несвиже, Гродненский Новый замок, ставший
королевской резиденцией и местом заседаний сеймов Речи Посполитой. В первой
половине XVIII в. сложился своеобразный архитектурный стиль — вклепское
барокко, художественную систему которого разработал архитектор Яп Глаубиц,
творивший в Вильно. Примером виленского барокко стал перестроенный Глауби-цем
Софийский собор в Полоцке.В живописи ведущее место занимают портреты,
представленные парадными, рыцарскими (сарматскимиу так как магнаты и шляхта
вели свое происхождение будто бы от древних сарматских племен), фамильными,
надгробными, которые писались местными и иностранными мастерами. На рубеже
XVI—XVII вв. формировалась белорусская иконописная школа, шедевром которой
считается икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Богородицы». Это
единственная икона, автор которой известен, так как он написал на ней свое
имя.Известнейшим памятником белорусской музыки стала «Полоцкая тетрадь»,
записанная итальянскими нотами, которые легли в основу современной нотной
грамоты.При дворах магнатов действовали крепостные оркестры и капеллы, а при
иезуитских коллегиумах и братских школах — школьные театры.4. Примером
развития искусства стала деятельность белорусских мастеров в Москве, насильно
вывезенных во время войны России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Значительная
их часть оказалась в Москве, где мастеров поселили в Мещанской слободе. Они
создали множество шедевров декоративно-прикладного искусства. Например,
мастера из Беларуси во главе со тикловским резчиком Климом Михайловым создали
пятиярусный, резной, позолоченный иконостас в Смоленском соборе московского
Новодевичьего монастыря. Белорусские мастера украсили объемной позолоченной
резьбой деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское под
Москвой. Особой славой и популярностью пользовался ранее неизвестный в Москве
многоцветный рельефный Кафель: «муравленый» (с прозрачной зеленой глазурыо) и
«ценинный» (раскрашенный непрозрачной эмалью разных цветов). |